11:32 Болгария – наиболее проработанный вариант захода „Газпрома” в Южную Европу | |
Удастся ли российской компании зайти в Европу по дну Черного моря? На этот вопрос попытались ответить директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов и руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. - Что стоит за инициативой "Газпрома", удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря? — О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, - отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. С помощью "Северного потока-2" можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая "труба", по которой "голубое топливо" можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы. В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу "Голубой поток" по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита. Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум "Газпрома", Edison и DEPA. При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским "голубым топливом". Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение. — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок? — Имеется всего три страны, через которые "Газпром" может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент. Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства "Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии. Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у "Газпрома" есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат. Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в "незалежной" стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет. — Значит ли это, что мы можем вернуться к "Турецкому потоку"? — С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у "Газпрома" подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию. С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к "Турецкому потоку" станет возможным. Скажу больше: "Турецкий поток" на две трети состоит из "Южного потока", ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию. — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу? — Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов "Газпром"наверняка построит… — "Газпром" решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию "Турецкого потока". "Газпром" в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга. Да, по "Северному потоку-2" на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что "Южный поток" — проект далеко не сырой, и что "Газпром" настроен на его реализацию в перспективе. С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений "Газпрома", Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева. На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов. Изначально при расчете экономической эффективности и "Южного потока", и "Турецкого потока", закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на "голубое топливо" существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году "Газпром" хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу "кубов". Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что "Газпрому" совершенно не на руку. Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на "голубое топливо", и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу… По материалам "Свободной прессы". | |
|
Всего комментариев: 0 | |