Суббота, 20.04.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2018 » Май » 27 » Германия и Австрия строят отношения с Ашхабадом с позиций реальной политики
17:43
Германия и Австрия строят отношения с Ашхабадом с позиций реальной политики
Спад в мировой экономике играет на руку лидеру Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедову. Относительная изоляция Туркменистана от внешнего мира оказалась для него благоприятным фактором в эти сложные экономические времена, оградив страну от ряда наихудших последствий мирового кредитного кризиса. Одновременно с этим кризис заставил правительства европейских государств, и особенно Германию, ощутить настоятельную потребность в заключении новых соглашений в целях поддержи своих экспортеров. Тот факт, что на сегодняшний день администрация Бердымухаммедова, похоже, является одной из немногих правительств мира, располагающих свободными средствами, побуждает европейские страны сместить для себя акцент с неблагополучной репутации Ашгабата в области развития гражданского общества.
 
Именно эта тенденция отчетливо проявилась в ходе недавней поездки президента Бердымухаммедова по Германии и Австрии. Оба государства принимали туркменского лидера со всевозможными почестями, которые ряд обозревателей назвали ярким воплощением реалполитики.
 
Отбросить в сторону вопросы строительства гражданского общества в Туркменистане немецких политиков заставляет целый ряд факторов. Первейшим среди них для многих являются обширные энергетические запасы Туркменистана и ненасытная потребность в природном газе европейских стран. Кроме того, Ашгабат представляет собой потенциально весьма прибыльный рынок для немецких технологий. И, наконец, 2009 год в Германии – год выборов, а это означает, что политики придают первостепенное значение деловым соглашениям, укрепляющим доходы компаний и сохраняющим рабочие места внутри страны.
 
«Туркменистан делает акцент на экономическом развитии, и Европейский Союз также весьма расположен двигаться в этом направлении, – говорит научный сотрудник берлинского Немецкого института по международным делам и вопросам безопасности (SWP) Андреа Шмиц. – Учитывая это, а также в свете интересов значительной части немецких промышленников, правительство в Берлине практически не располагает пространством для маневра в вопросе улучшения ситуации в области прав человека – пока помощь в этом вопросе другой стороной отнюдь не приветствуется».
Люди, вращающиеся в политических кругах Берлина, отмечают, что только в прошлом году канцлер Германии Ангела Меркель отказалась от идеи государственного визита Бердымухаммедова. Вместо этого Германия направила в Ашгабат свои делегации. Однако мировой финансовый кризис заставил Берлин спешно пересмотреть свое отношение.
 
В столице Германии Бердымухаммедов встретился с канцлером Меркель и ее главным соперником в борьбе за власть – министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером, а также с федеральным президентом Хорстом Кёлером и министром экономики Михаэлем Глосом. «Вопросы соблюдения прав человека являются важными, но в краткосрочной перспективе неосуществимыми. Для демократизации требуется время. Так что наивный идеализм уступает место реалполитике», – говорит директор российско-евразийской программы совета по внешней политике Германии Александр Рар.
 
Хотя в ходе визита в Германию и не объявлялось о заключении каких-либо крупных деловых сделок, по мнению обозревателей, была подготовлена серьезная почва для дальнейшего сотрудничества. Немецкие чиновники, включая Михаэля Глосса, объявили Туркменистан перспективной страной для инвестиций, призвав его, правда, к проведению дальнейших реформ, призванных защитить права инвесторов и наладить регулирование экономической деятельности. Бердымухаммедов же, по словам Александра Рара, потряс немецких должностных лиц своим выступлением на экономическом форуме в Берлине на немецком языке. Обе стороны обсудили вопрос о ратификации временного торгового соглашения между ЕС и Туркменистаном. «Ратификация этого документа придаст импульс отношениям между ЕС и Туркменистаном и позволит создать еще одно дипломатическое представительство ЕС в Центральной Азии», – отмечает специалист Немецкого института по международным делам и вопросам безопасности Андреа Шмиц.
В ходе обсуждений немецкие и туркменские руководители часто затрагивали энергетические вопросы. Германия, как и другие страны ЕС, стремится сократить свою зависимость от России в вопросе газовых поставок. Бердымухаммедов, в свою очередь, желает сохранить для своей страны различные варианты, не давая твердых обещаний в отношении экспорта газа по маршруту в обход России.
 
В Германии и еще больше в Австрии чиновники поднимали вопрос о возможности участия Туркменистана в проекте «Набукко», который предусматривает транспортировку газа из Каспийского бассейна в страны Западной Европы без участия в этом процессе Кремля. Осуществимость этого проекта по-прежнему остается под вопросом, и некоторые эксперты продолжают сомневаться, будет ли он когда-либо реализован. Однако даже если этот трубопровод так никогда и не станет реальностью, обсуждение этого вопроса может все равно оказаться полезным, полагает Александр Рар.
«Обещания легко даются, но не обязательно выполняются. Проект «Набукко», возможно, так и останется на бумаге, но он, по крайней мере, поспособствует дальнейшему налаживанию отношений ЕС со странами региона», – подчеркнул Рар, добавив, что «в долгосрочной перспективе Россия все равно не сможет сохранить свой единоличный контроль над центральноазиатскими энергоресурсами». В стране уже активно работают около 50 немецких промышленных и финансовых компаний. По данным министерства иностранных дел Германии, в 2007 году объем двусторонней торговли достиг 161 млн. евро (204 млн. долларов). На совместной пресс-конференции с Бердымухаммедовым канцлер Меркель заявила, что «интенсивность сотрудничества все еще значительно отстает от потенциала наших стран».
 
В ходе своих переговоров с Бердымухаммедовым канцлер подчеркнула: Германия может много что предложить Ашгабату в плане обеспечения оборудованием, необходимым для совершенствования инфраструктуры. Во многих областях экономического развития немецкие технологии «представляют особый интерес для этого центральноазиатского государства», – полагает Андреа Шмиц.
 
В Вене, куда Бердымухаммедов прибыл 16 ноября в сопровождении делегации из 140 человек, главными темами переговоров также стали вопросы экономики и торговли. Федеральный президент Австрии Хайнц Фишер принимал туркменского руководителя в своей резиденции Хофбург и присутствовал на подписании австрийско-туркменского меморандума о политическом и экономическом сотрудничестве. Бердымухаммедов также встретился с директором австрийской компании OMV, являющейся ведущим представителем консорциума по продвижению проекта «Набукко».
Накануне прибытия Бердымухаммедова в Германию 13 ноября правозащитная организация Human Rights Watch направила в адрес Меркель и Фишер открытое письмо, в котором просила обоих лидеров призвать туркменского руководителя освободить политических заключенных и отменить законы, направленные на подавление инакомыслия в стране. Но призыв организации не был услышан ни в Берлине, ни в Вене. В последние годы Меркель не раз говорила о нарушении прав человека в России и в других странах, особенно во время посещения канцелярии Далай-ламой, что вызвало охлаждение дипломатических отношений с Китаем. Но на пресс-конференции, предваряющей ее встречу с Бердымухаммедовым, Меркель постаралась не акцентировать внимания на недостатках в области прав человека. «Европейский Союз и Германия, конечно же, поднимают и вопросы, касающиеся законодательного процесса, совершенствования ситуации в области прав человека и повышения открытости общества», – отметила она в ходе краткого брифинга для прессы с президентом Туркменистана, на котором вопросы не задавались.
 
Делая в своих отношениях с Туркменистаном упор на вопросах делового сотрудничества, а не на личных свободах, ЕС усложняет процесс укрепления стабильности в Центральной Азии – регионе, где существует опасность возникновения порочного круга правительственных репрессий и исламского радикализма.
 
«На политику Германии и Австрии в отношении Туркменистана влияют соображения безопасности и деловые интересы. Возможно, это вполне разумно, но тогда нужно честно заявить об этом, тогда как, по сути, этот вопрос не является предметом открытых политических дебатов и не поднимается в средствах массовой информации», – говорит специалист австрийской организации по изучению международной безопасности и профессор Инсбрукского университета Герхард Манготт. Он также предостерег, что при нынешнем подходе к Туркменистану ЕС рискует «утратить доверие оппозиционеров и представителей движений гражданского общества на всей территории Центральной Азии», - пишет Eurasianet.
Просмотров: 293 | Добавил: scalopal1979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0